5 фактов и 10 графиков о том, как функционируют украинские железные дороги
С новым менеджментом «Укрзалізниці» грядут большие изменения. А пока они не произошли, мы акцентируем внимание на самых спорных моментах этой транспортной отрасли.
У нас на подходе крутой и огромный обзор всей транспортной системы Украины, который мы готовим при поддержке фирмы AgroMonitoring и «Транспортно-экспедиторской компании „Вертикаль»». Ну а пока ты с нетерпением его ждешь (а мы в этом уверены), представляем тебе мини-обзор железных дорог Украины со всеми их проблемными и не очень точками.
Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом за последние два года значительно уменьшился
А именно — на 94 млн тонн в сравнении с 2013 годом. Грузооборот водного и авиатранспорта, в свою очередь, за 2015 год вырос почти в 1,5 раза.
Все просто: упадок тяжелой промышленности ни для кого уже не секрет в Украине.
И как бы правительство не пыталось реабилитировать эти отрасли, все безуспешно: Китаю уже не нужна наша сталь, производимая в большинстве своем по устаревшим совковым стандартам, а украинские шахты на востоке страны с некоторых пор либо заброшены, либо служат интересам далеко не украинской промышленности.
Тем не менее, нас есть огромные ресурсы для того, чтобы вернуть железнодорожную отрасль к жизни. Посмотри только на протяженность железных дорог Украины. Из европейских стран по этому показателю мы уступаем только Германии и Франции.
По официальным данным Госстата, общая протяженность путей уменьшилась, но, судя по всему, это следствие оккупации Крыма и войне на востоке страны.
Не стоит также забывать о том, как у нас обстоят дела с состоянием подвижного состава. Спойлер: все плохо. Так бывает, когда парк не обновляется почти 25 лет.
С тепловозами дела не так плохи, как с паровозами и пассажирскими вагонами. Думаем, что нет надобности подробно говорить о состоянии последних: ты и сам за недавнее время не раз испытывал на себе все прелести традиционных пассажироперевозок «Укрзалізниці».
Что касается других видов подвижного состава, например, все из 24 паровозов у нас старше 40 лет. Из 1720 единиц электровозов 910 тоже были изготовлены в прошлом веке, а потому находятся в таком же плачевном состоянии. Ситуация с тепловозами пусть и лучше, но разница незначительна: лишь 4 из 2151 единиц моложе 8 лет.
Но, кажется, положение дел начало меняться к лучшему: вот тебе 13 новых пассажирских вагонов-трансформеров, а вот планы закупки семи тысяч новеньких грузовых.
Невзирая на то, что по объему пассажиропотока Днепр лидирует, фактически больше всего пассажиров перевозят Киевская и Харьковская железные дороги.
Объем пассажирских перевозок за последние два года упал на 10 %
Куда деваться-то: в Крым поезда уже не ходят, в сторону России пассажиропоток тоже уменьшился. О поездах в сторону Донецка и Луганска лучше вообще промолчать: мало осталось участков железных дорог, где рельсы еще не разобрали и не отправили на металлолом.
Пассажиропоток через пункты пропуска на границе с Россией за последние пять лет уменьшился на 70 %
Также уменьшился поток пассажиров, проходящий через границы с Польшей, Словакией, Беларусью и Румынией.
Ширина колеи украинской железной дороги усложняет международный грузооборот
Так сложилось исторически. Если взглянуть на карту, то можно проследить удивительную тенденцию: во всех постсоветских странах ширина колеи одинаковая. Решение прокладывать пути именно такой ширины было принято еще в эпоху СССР.
Это создает определенные препятствия для транспортировки пассажиров и грузов международного назначения: перестановка пассажирских вагонов может длиться до двух часов, а замена грузовых вагонных тележек — до нескольких недель с учетом очереди. Все это, естественно, делает международные грузоперевозки железнодорожным транспортом как минимум менее удобными, как максимум — значительно усложняет логистику. При этом ситуацию не спасает даже то, что на границе с Украиной находится самое большое количество подобных стыковочных узлов, а именно 13.
Вследствие этого на границе с ЕС, например, могут использоваться различные технологии по расширению колеи, перегрузки грузов или пересадки пассажиров.
Самой распространенной шириной колеи является 1435 мм. Такую колею используют страны Северной Америки, Китай и Европа.
Работать есть над чем. Но нужно понимать самое главное: если действительно взяться за непростое дело восстановления украинских железных дорог, то можно получить неплохой результат. Ранее мы говорили о том, что транспортная отрасль готова дать Украине 30 % прироста ВВП.