Перевозка зерновых железнодорожным транспортом: как разорвать замкнутый круг
Период низких цен на зерновые культуры и системные трансформации рынка по оказанию транспортно-экспедиторских услуг привели к созданию замкнутого круга в структуре перевозок.
Стремление грузоотправителей снизить затраты на перевозку зерновых грузов железнодорожным транспортом и увеличение предложения на рынке услуг экспедирования стали основанием для снижения комиссионной услуги экспедитора, иногда даже ниже себестоимости.
В условиях практики минимальных комиссий экспедиторская деятельность приносит низкую прибыльность, что препятствует возможности инвестирования в создание собственного парка подвижного состава и дальнейшего его развития.
Как и в прошлом сезоне, в текущем году цены на зерновые культуры в мире находятся на уровне многолетних минимумов. Именно низкие цены на экспортируемое зерно и стали причиной стремления сельхозтоваропроизводителей сократить затраты на реализацию, в частности, за счет транспортировки груза.
Фактически все крупные сельхозпроизводители в последние годы внедрили систему проведения многоуровневых тендеров на предоставление транспортно-экспедиторских услуг и производят процедуру отбора путем получения минимального предложения по стоимости перевозки с одновременным наибольшим периодом отсрочки оплаты за услуги.
Кроме того, в 2014 г. был принят Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», согласно которому данный вид деятельности не подлежит лицензированию. Это говорит о том, что предлагать подобного вида услуги начинают многие фирмы: и те, которые никогда этим не занимались, и те, которые имеют в штате 2 человека, но имеют административный ресурс по обеспечению порожними вагонами. В результате победившая на тендере ставка может быть даже ниже себестоимости услуг реальных экспедиторов.
Подобная практика минимальных комиссий при работе с инвентарным парком железной дороги создает замкнутый круг: экспедиторы соглашаются на работу по низким ставкам и получают низкую доходность от выполнения обширного комплекса работ. При этом, высокие собственные затраты и низкая доходность препятствуют реинвестированию прибыль в создание собственного парка путем строительства новых вагонов или покупки подвижного состава на вторичном рынке.
Кажется, что от существования системы минимальных экспедиторских комиссий выигрывают зернопроизводители, пользующиеся низкой стоимостью на ж/д перевозку. Однако операторы рынка указывают, что текущие неопределенные условия работы и развитие государственного ж/д перевозчика не способствуют сохранению низкой стоимости транспортировки, особенно учитывая высокий износ парка вагонов-зерновозов (97%!) и высокий спрос на этот вид погрузочного ресурса, включая ближайшую перспективу. Ведь все ожидают дальнейшего увеличения объемов урожая зерна и экспорта из Украины!
Выход, однако, есть! При условии существования на рынке железнодорожных перевозок зерновых в Украине 10-15 транспортно-экспедиторских предприятий, каждое с собственным парком хотя бы в 200 вагонов, вопрос дефицита зерновозов в Украине не стоял бы.
Естественно, перевозки в собственных зерновозах были бы дороже, чем в вагонах инвентарного парка, примерно на 50-80 грн/т, или 2-3 доллара/т, однако структурные изменения рынка транспортно-экспедиторских услуг с созданием полноценного парка частных вагонов сняли бы большинство насущных проблем, включая дефицит вагонов, низкую ответственность перевозчика при осуществлении транспортировки и отсутствие различных гарантий.
Олег Бурлаченко, генеральный директор ООО «ТЭП Вертикаль»