Экспедиторское сообщество высказывает обеспокоенность публичными заявлениями руководства «Укрзализныци»
Экспедиторы озабочены заявлением главы «Укрзализныци» Войцеха Балчуна о том, что его ведомство ведет переговоры с грузоотправителями о так называемых прямых контрактах, а именно исключая международных экспедиторов из цепи поставки. По этому поводу участники встречи Ассоциации «УКРВНЕШТРАНС» провели консультации и дали оценку ситуации с реформированием и изменениями в функционировании железнодорожного транспорта.
По словам президента Ассоциации «Укрвнештранс» Олега Платонова, «Укрзализныця» работает не публично, международные экспедиторы не могут планировать свою деятельность, поскольку «Укрзализныця» до сих пор не представила полноценную стратегию развития и четкий план реформ. В силу этого на практике существуют злоупотребления властью и работа «Укрзализныци» является непрозрачной, путая понятия собственности государственной и частной, то есть нормы публичного и частного права, что в свою очередь снижает привлекательность и порождает недоверие к транспортно-логистической сети Украины как элементу международной цепи поставок и это результат практической работы «Укрзализныци». В заявлении В. Балчун использует два противоположных мнения — сначала в «Укрзализныци» сообщают, что хотят работать без экспедиторов, а после — о создании собственной экспедиторской компании.
Более того, «Укрзализныця» заявляет о грядущей либерализации рынка, но если создается собственная экспедиторская компания, которая не будет работать на принципах конкуренции, то это нельзя назвать либерализацией рынка. «Это монополизация рынка и это уже вопрос к антимонопольному законодательству».
Кроме того, делая такие заявления, «Укрзализныця» на сегодняшний день не проработала критерии оценки деятельности экспедиторов. «Как в ведомстве собираются понимать, экспедитор это или нет, какой механизм? » На сегодня нет документов, которые бы говорили о том, что создается экспедиторская компания на базе железных дорог.
«Все, что можно создать на сегодняшний день в рамках действующего законодательства — альтернативную экспедиторскую компанию, которая будет работать на общих основаниях и принципах равноправной конкуренции».
Ассоциация «УКРВНЕШТРАНС» обеспокоена такими действиями со стороны монополиста, кроме того, было принято решение инициировать обсуждение этого вопроса во время публичной дискуссии, которую организует Ассоциация «УКРВНЕШТРАНС» в рамках внепланового заседания Общественного совета при Министерстве инфраструктуры Украины.
Напомним, В. Балчун на своей странице в Facebook сообщил, что «Укрзализныця» ведет переговоры с грузоотправителями с целью подписания прямых контрактов.
«Хотим работать с клиентом без посредников. Сейчас прозвучит крамольный тезис: без экспедиторов. Кстати, за последние 20 лет железной дорогой без посредника не перевезено ни одной тонны. Думаем сейчас о собственной, нашей экспедиторской компании. С казахами уже проговорили эту идею и выходим на ее реализацию. Мы на пороге нового железнодорожного законодательства и либерализации рынка, которую оно повлечет… Может кто-то хочет, чтобы государственная компания оказалась неспособной к будущей конкуренции? Я точно не буду играть по такому сценарию», — заявил В. Балчун.
Позднее в интервью изданию Lb.ua он подтвердил это намерение.
«Концентрация вагонов, система автоматического распределения вагонов, и третье — мы заявили о создании собственного экспедитора „Укрзализныци“. Любая железная дорога, которая себя уважает, имеет собственного экспедитора. Здесь нет никакой причины, чтобы эти функции передавать в частные руки. Это — наши деньги. Представьте себе, какие масштабы», — заявил В. Балчун.
Источник: Журнал «Транспорт»